Осень «горбатых». Производство «Boeing 747» прекратят в 2022 году



Производство одного из самых узнаваемых пассажирских самолетов «Боинг 747» будет прекращено. Об говорится в заявлении, опубликованном на сайте компании.

Последнее поколение оказалось убыточным

«В свете текущей динамики и перспектив рынка мы завершим производство легендарного 747 в 2022 году», — сообщает корпорация.

Последнее поколение знаменитой модели — «Boeing 747-8» — было представлено в 2005 году. Обновленный самолет обладал удлинённым фюзеляжем, перепроектированным крылом и улучшенной экономической эффективностью. «Boeing 747-8» является самым большим коммерческим самолётом, построенным в США.

Первый полёт лайнера состоялся 8 февраля 2010 года. Всего к настоящему времени произведено около 130 самолетов данной модификации в грузовом и пассажирским варианте. Среди эксплуатантов «Boeing 747-8» компании из более чем полутора десятков стран.

Однако, как утверждает агентство Блумберг, коммерческая эксплуатация модели оказалась невыгодной. Авиакомпании стали отдавать предпочтение лайнерам с двумя двигателями вместо четырех. По данным банка Credit Suisse, в настоящее время более 90 процентов флота «Boeing 747» полетов не совершают.

Впервые информация о том, что производство «Boeing 747» будет свернуто, появилась в 2016 году. Компании, ранее планировавшие приобретение лайнеров, стали снижать количество приобретаемых единиц. В итоге начиная с 2016 года корпорация выпускала не более шести самолетов модели «747-8» ежегодно. Производство «горбатых» красавцев стало невыгодным, что и предопределило окончательное решение.

 Сборочный цех крупнейшего в мире авиастроительного предприятия — Эвереттского авиационного завода, возведённого специально под производство «747»,
Сборочный цех крупнейшего в мире авиастроительного предприятия — Эвереттского авиационного завода, возведённого специально под производство «747», Фото: Commons.wikimedia.org

В начале был военный заказ

«Boeing 747» стал первым в мире дальнемагистральным двухпалубным широкофюзеляжным пассажирским самолётом.

В 1963 году ВВС США начали готовить свои требования на тяжёлый транспортный самолёт, который бы стал дополнением к самолётам Lockheed C-141 Starlifter. В конкурс проектов включился и Boeing, начав разработку своей версии военно-транспортного самолёта с возможностью модификации в воздушный танкер.

Однако в сентябре 1965 года конкурс выиграли конкуренты из компании Lockheed. Руководство корпорации Boeing, крайне разочарованное потерей выгодного военного заказа, тем не менее решило, что наработки не должны пропасть даром, и сформировало группу конструкторов, перед которыми поставили задачу продолжить работу, но уже не над военным, а над гражданским самолётом. Проект получил название «модель 747».

Речь шла о гигантской по тем временам машине на сотни пассажиров, которые должны были чувствовать себя на борту исключительно комфортно. Первоначально была идея сделать 747 полностью двухпалубным, но в итоге более практичным сочли вариант со второй палубой только в передней части фюзеляжа. Это и придало лайнеру «горбатость», ставшую фирменным знаком 747.

Boeing 747-200B.
Boeing 747-200B. Фото: Commons.wikimedia.org

Успех «воздушной электрички»

Производство самолетов-гигантов потребовало строительства нового специального завода, который был размещен в городе Эверетт штата Вашингтон.

Большим подспорьем для Boeing оказалась готовность авиакомпании Pan American заказать 25 самолётов проекта «747». При этом авиакомпания рисковала, покупая фактически «кота в мешке» с неопределёнными перспективами. Рисковали и Boeing — затраты на разработку и производство были таковы, что корпорация оказалась на грани финансового краха. Спасти мог только успех проекта. 9 февраля 1969 года «Boeing 747» осуществил свой первый полёт.

22 января 1970 года состоялся первый коммерческий рейс самолётов этого типа по маршруту Нью-Йорк — Лондон.

Настоящий успех к Boeing пришел в 1980-х. Вместительный лайнер за один рейс перевозил столько же пассажиров, сколько два-три других самолёта, что делало его эксплуатацию гораздо выгоднее. В странах Азии, особенно в Японии, «Boeing-747» стали активно использовать для небольших перелётов, где для бизнесменов и офисных служащих он превратился в своеобразную «воздушную электричку».

Boeing 747-121 Pan American.
Boeing 747-121 Pan American. Фото: Commons.wikimedia.org

От рассвета до заката

Изначально в Boeing предполагали, что всего 747 будет построено не более нескольких сотен, но на деле было создано целое семейство машин, самым популярным из которых стал «Боинг-747-400», первый полёт которого состоялся в апреле 1988 года. Эта модификация способна перевозить до 624 пассажиров на дальность до 14 200 км. Было выпущено 694 лайнера «Боинг-747-400». А всего за почти полвека корпорация выпустила 1500 машин «модели 747».

В мае 1991 года был установлен рекорд по количеству перевезённых пассажиров — во время операции по эвакуации эфиопских евреев в Израиль «Boeing 747» за один рейс перевёз 1122 пассажира. За полвека эксплуатации в авариях и катастрофах были потеряны 63 «Boeing 747». Также было совершено 32 попытки угона лайнеров данной модификации. Всего в происшествиях, связанными с «Boeing 747», погибли 3746 человек.

«Горбатые» гиганты оставили яркий след в истории авиации, но время не стоит на месте. Очевидно, для «747-х» наступила эпоха заката.

747-400F авиакомпании Cargolux.
747-400F авиакомпании Cargolux. Фото: Commons.wikimedia.org





Ссылка на источник новости